• icon fb
  • icon vk

Новости

В Московском Патриархате зарегистрирован Епархиальный Центр древнерусской богослужебной традиции Тихвинской епархии

 

В Тихвинской епархии Санкт-Петербургской митрополии начал официально действовать Центр древнерусской богослужебной традиции Русской Православной Церкви (Московского Патриархата).
В мае 2018 года состоялась консультация Александра Максимовича Гнып - помощника епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава по делам старообрядчества с митрополитом Иларионом (Алфеевым) – председателем комиссии ОВЦС по делам старообрядных (единоверческих) приходов и по взаимодействию со старообрядчеством по вопросу создания Северо-Западного Центра древнерусской богослужебной традиции.
Тихвинский Епархиальный Центр начал свою культурно-просветительскую работу по благословению Преосвященного Мстислава, епископа Тихвинского и Лодейнопольского, на базе Свято-Людмилинского единоверческого прихода Санкт-Петербурга при подворье Александра Свирского монастыря еще год назад. Решение о регистрации Центра в Московской Патриархии было принято 3 марта 2019 года на приходском совещании общины единоверческой церкви Санкт-Петербурга Тихвинской епархии во главе с Владыкой Настоятелем и председателем приходского собрания, и. о. ключаря прихода чтецом Александром Максимовичем Гныпом.
На протяжении полугода шла работа. Был собран пакет необходимых документов, прошла консультация в Юридической Службе Московской Патриархии. Александром Максимовичем Гнып был разработан Устав Центра с широкими правами. В ноябре 2019 года Центр был зарегистрирован в Московской Патриархии и в Минюсте. Руководителем - учредителем организации в Патриархии и в государственном ведомстве выступил правящий архиерей Тихвинской епархии, в связи с этим на должность помощника епископа Мстислава - руководителя Центра назначен Александр Максимович Гнып.
Центр открыт, в первую очередь, с целью практической реализации Постановлений Поместных и Архиерейских соборов, Священного Синода Московского Патриархата в контексте старообрядчества, одобренных Священноначалием Русской Православной Церкви программ Комиссии по делам старообрядных (единоверческих) приходов и по взаимодействию со старообрядчеством; с целью культурно- просветительской деятельности и распространением церковно-бытовой древнерусской богослужебной традиции; возрождением коренных христианских народов региона и многое другое (см. устав).
Епархиальный Центр располагается в г. Тихвине Ленинградской области по адресу Епархиального Управления. Имеет представительство в Санкт-Петербурге на подворье Александра Свирского монастыря при православном приходе единоверческой общины св. мц. Людмилы, княгини Чешской. Согласно Уставу в управлении Центра помимо Епархиального Архиерея и Помощника Руководителя Центра также есть и Наблюдательный совет.
В Русской Православной Церкви действуют: Патриарший Центр древнерусской богослужебной традиции в Москве при церкви Покрова Богородицы в Рубцово, учрежденный в 2009 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, Симбирский Епархиальный Центр древнерусской богослужебной традиции в Ульяновске, созданный по благословению митрополита Симбирского и Новоспасского Анастастия (Меткина), и ныне Епархиальный Центр Тихвинской епархии. На
Архиерейском соборе в 2017 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси благожелательно отметил работу Епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции в Ульяновске.
В интервью программам «Тихвинский вестник» на радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» и радиопроекту «Кулугур» журналист и публицист Александр Максимович Гнып отметил:
«Сейчас, когда для большого количества наших сограждан Православное Христианство сводится к псевдоправославным (часто откровенно языческим) традициям, а Церковь сводят до уровня «комбината ритуально-религиозных услуг», идёт обмирщение (глобализация) и очевидное нарушение церковных канонов некоторыми греческими церквями, Священноначалию и мирянам РПЦ было бы актуально провести исторический анализ раскола XVII века (который произошел не без участия подданных иных держав, в частности, греческих иерархов) и обратиться к церковно-бытовым устоям Святой Руси. В XVII веке произошла не эволюция, а революция. И была не книжная справа, была совершенно новая редакция богослужебных книг не по старым или новым греческим книгам, а по современным «украинским» требникам, служебникам, которые имели огромное униатское влияние. Достаточно ознакомиться с трудами светских и церковных ученых с XIX века до наших дней. Вспомним и слова А. И. Солженица: «Революция 1917 года вышла из XVII века».
Возрождение. Подчеркиваю, что речь идёт не о косоворотках и лубочности, а о возрождении (без обрядоверия) не только единоверческих, но и в общеправославных приходах РПЦ древнерусских элементов богослужения и церковно-бытового уклада. Это никак не мешает быть современными людьми, идти в ногу со временем. В Российской Империи одними из самых продвинутых были именно старообрядцы, которые находились фактически вне закона. Они были первыми организаторами новин в аграрной, сельско-хозяйственной сферах, в машиностроении, строили фабрики, театры и музеи. Протоиерей Иоанн Миролюбов отмечает, что, например, в Исламском мире или в Японии люди стараются быть неотъемлемой частью цивилизации, оставаясь самобытными обществами.
Древние традиции это: предпочтение развитию общин на современных приходах; выборность священства общиной; каноническая иконопись, знаменное пение и другое. Древнее благочестие пронизано глубоким православным догматическим и каноническим смыслами. Замечательно сказал Предстоятель Русской Православной Церкви патриарх Кирилл еще в бытность митрополитом:
"Церковный раскол нанёс жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе. Разделение, длящееся веками, становится привычным. Но даже если старая рана в какой-то момент почти перестаёт тревожить, она продолжает обессиливать организм, доколе не исцелена. Нельзя признать собирание Русской Церкви завершённым, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского Православия. Духовное значение такого события даже трудно описать, оно далеко выходит за пределы того, что называют церковной политикой".
Цель деятельности нашего Центра, как и приходской общины - помогать, даже тем немногим людям, которые приходят к нам уже сейчас. Помогать спасать наши грешные души в лоне
Православной Церкви, благодаря и Святоотеческим преданию, и благочестию. Ибо, по слову покойного патриарха Алексия II: «"Чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви".
Многим стоит отвыкать от грекофильства, конечно принимая нам всё доброе и спасительное, что есть у православных греков. Нам следует обратить свой взор и на древнерусское благочестие. Пора уже многим прихожанам (после достойной подготовки) помогать в своих приходах на клиросе в чтении и пении, а не занимать себя хождением по храму во время богослужений с целованием икон.
Обратите внимание. Духовенство не крутится на месте во время каждения священнослужителем по церковной зале (пространство храма), как многие прихожане. Духовенство во время богослужений, в частности, Шестопсалмия, Полиелея - не ходят по алтарю, храму, лобызая образы. Во время чтения псаломщиком молитв ко Святому Причащению духовенство в алтаре с глубоким благоговением причащается Святых Христовых Тайн, а в храме в это время словно «антракт»: хождения, брождения, галдёж, обход икон. В городских храмах часто поют не просто невоцерковленные певцы-профессионалы, но часто и вовсе откровенно не верующие. Надо стараться организовывать клиросы из глубоко заинтересованных христиан. Начинается всё с малого, с внутренней дисциплины. Но и любовь христианскую не откладывать, ибо по слову апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.» - 1 Кор. 13:1.
Русская - многонациональная Православная Церковь… Нам важно вспомнить древних святых угодников, стараться помолиться дореформенными церковными службами, как молились они. Возрождать трехпогружательное Таинство Крещения, каноническую иконопись, знаменное пение, крепкие приходские общины. Возрождать древнерусское богослужебное облачение: однорядки, фелони, монашеские полумантии и каптыри, русские камилавки (а не турецкие фески), лестовки. На соборных богослужениях встреча носителя данного облачения всегда вызывают добрые гордость и восторг у священно-церковнослужителей, прихожан нашей РПЦ.
Чуть более сотни лет назад ведь удалось вернуть почитание св. инокини Анны Кашинской – деканонизированной за сложенную десницу двумя перстами в мощах , восьмиконечный крест - которые, сложно подумать, в то время приписывались исключительно старообрядцам и являлись символами раскола. Одним из первых, еще на момент запрета, носить восьмиконечный наперстный крест стал преп. Серафим Саровский.
Чада нашего Московского Патриархата часто выражают определенное отношение к Римо/Греко-Католической церкви, но стоит им справедливо заметить, что исторически Русская Церковь приняла немалое количество обрядов, вследствие экспансии Католической церкви на Русь, с отхождением Русской Церкви от сугубого древнерусского благочестия и его проклятия в XVII в., насаждением западной культуры в XVIII в. в нашем Отечестве, как, например, повсеместное обливательное Таинство Крещения. Нам необходимо увещевать , что первое, с чего начинается вхождение Человека в Церковь Христову - достойное оглашение и трехпогружательное Таинство Крещения должно совершаться без оправданий в отсутствии времени, воды и купели…
А Единоверие* представляется, в первую очередь, не как миссия, сосредоточенная на присоединении старообрядцев, а как миссия возвращения к древлеправославному, дораскольному благочестию собственной паствы Русской Церкви и оздоровление Её изнутри…»
Высказать предложения и пожелания по работе проектов, задать интересующие вопросы можно по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (Александр Максимович Гнып).
Милости просим до соборных дореформенных богослужений и возможности соприкоснуться к живому древнерусскому (дораскольному) благочестию и наследию Святой Руси!
Свято-Людмилинский (св. мц. Людмилы, кн. Чешской) единоверческий приход Санкт-Петербурга при подворье Александра Свирского монастыря Тихвинская епархия Московский Патриархат
Богослужения совершаются древним (древнерусским) чином (старым обрядом) по воскресным дням и по праздникам в "пещерном" храме во имя св. прп. Александра Свирского на подворье обители. Адрес: пер. Челиева 10 ( Брестский парк, "Веселый посёлок") Транспорт: от ст. метро "Ломоносовская": автобус 118, 97,12, маршр. 12, 97, 365 до ул. Новоселов или Тельмана; от м. "Дыбенко": автобус 97, маршр. 385, 365 до ул. Тельмана.
Церковные службы чередуются, как правило, неделя через три священническим и мирским чинами. По благословению Преосвященных Мстислава, епископа Тихвинского и Лодейнопольского и Евгения, епископа Нижнетагильского и Невьянского приход окормляет иерей Сергий Самонович Комаров, наст. единоверческого прихода г. Верхний Тагил Свердловской обл., выходец из безпоповцев.
Рассказ об Общине «Старый обряд новой общины» на сайте вестника СПб митрополии «Вода Живая» http://aquaviva.ru/journal/staryy_obryad_novoy_obshchiny в издании за февраль 2019 г.
ИНТЕРВЬЮ АЛЕКСАНДРА ГНЫП «ТИХВИНСКОМУ ДНЕВНИКУ» НА РАДИО «ГРАД ПЕТРОВ»
http://edinoverie-spb.cerkov.ru/2019/09/25/intervyu-aleksandra-gnyp-tixvinskomu-dnevniku-na-radio-grad-petrov/ 
Единоверие* (единоверческие, старообрядные приходы) — каноническое направление в Русской Православной Церкви, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов и древнерусского бытового уклада входят в состав епархий Московского Патриархата, соответственно имея молитвенное и евхаристическое общение с обычными приходскими храмами Патриаршей Церкви и Вселенским Православием; иными словами, Единоверие (Православное Старообрядчество Русской Церкви) — совокупность православных старообрядных приходов и монастырей. Не путать со старообрядцами вне лона РПЦ МП! Один из самых известных православных единоверческих храмов - Никольский единоверческий собор Санкт-Петербурга, ныне занятый Музеем Арктики и Антарктики на ул. Марата.
Деяние Освященного Поместного Собора 1971 г. РПЦ «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их»
1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.
2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.
3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими / стр.7 / на старые русские обряды и на придерживающихся их православно-верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.
Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру.
Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения.
 
Наверх