• icon fb
  • icon vk

Доклад о почитании подвижников Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря

26 декабря в Александро-Невской Лавре прошел «Круглый» стол «Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях».

С докладом на форуме выступил духовник Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря иеромонах Игнатий (Стадников).

 
Почитание в Свято-Троицком Александра Свирского монастыре его подвижников – преподобных Феодора и Льва Оптинского, архимандрита Агафангела (Амосова) и убиенных архимандрита Евгения, иеромонахов Варсонофия и Исаии.

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, всечестные отцы, матушки игумении, братия и сестры!

Среди учеников преподобного Паисия Величковского был скромный молодой торговец из Орловской губернии, оставивший мирские радости ради покаяния и наследования жизни вечной. Ему было суждено стать одним из великих старцев XIX столетия и войти в историю Русской Церкви под именем преподобного Феодора Свирского. Схимонах Феодор возрастал и нес духовные подвиги в разных обителях, а в 1817 году пришел из Валаамского монастыря в Свято-Троицкий Александро-Свирский со своим учеником, духовным другом иеромонахом Леонидом (Наголкиным) – будущим великим Оптинским старцем иеросхимонахом Львом. Именно отцы Феодор и Лев были возобновителями духовной жизни в Александро-Свирском монастыре, они заново взрастили в нем традиции монастырского старчества. Преподобный Феодор Свирский отошел ко Господу 7 апреля 1822 года, а его ученик, преподобный Лев, еще в течение нескольких лет продолжал нести служение в Александро-Свирской обители, а в 1829 году ушел в Оптину пустынь, где основал знаменитую на весь христианский мир школу монастырского старчества. Как известно, к оптинским старцам ездили за духовными советами виднейшие представители русской литературы и русской мысли XIX столетия, перечисление чьих имен заняло бы целую страницу. Поэтому, справедливо бытующее в православном мире утверждение о том, что без старцев Александро-Свирской обители - преподобных Феодора и его ученика преподобного Льва - не было бы и Оптиной пустыни. Во всяком случае, такой, какой она вошла в историю Русской Церкви и русской истории.

Одним из первых составителей жития преподобного Феодора был, тогда еще послушник, а ныне прославленный в лике святых, Игнатий (Брянчанинов). По благословению преподобного Льва и при его духовной поддержке были написаны первые литературные произведения святителя Игнатия. В 1827 году Дмитрий Александрович Брянчанинов поступил в Александро-Свирский монастырь, чтобы проходить монашескую жизнь под руководством старца Льва. Там же им были созданы первые духовные произведения. В Александро-Свирском монастыре была начата работа и над составлением жития схимонаха Феодора.

«Жизнеописание схимонаха Феодора», составленное святителем Игнатием, при его жизни не публиковалось. В житии объективно описаны подвиги старца, изложены взгляды на монашество и на присущее ему «умное делание», которое считается основой богоугодного жительства. «Благочестивый читатель! – обращается послушник Димитрий. – В сем жизнеописании беспристрастно обнаружены тебе и доблести, и слабости старца: подражай доблестям, не осуждай слабости».

Как и чем служили церковному народу монастырские старцы? Прежде всего, они были призваны духовно утешать всех приходящих за советом, за разрешением трудной жизненной ситуации. Поскольку настоящий старец является, прежде всего, носителем Духа Святаго, ради стяжания Которого проходят десятилетия его подвигов, связанных с непрестанной молитвой и претерпеванием многих скорбей. И вот, получив исключительные духовные дарования, старец являет их во всем многообразии своего служения: одним людям помогает раскаяться в забытом или сознательно утаенном грехе, другим подсказывает выбор жизненного пути, третьих предупреждает о грядущей опасности. И это он совершает не только при жизни, но и после смерти.

Вернемся к истории Александро-Свирского монастыря. Преподобные старцы Феодор и Лев не могли уйти, не оставив здесь учеников и последователей. Однако, со временем традиции монастырского старчества в этой удаленной северной русской обители, месте явления Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому, постепенно угасают или приобретают формальный характер.

Возрождение и новый расцвет старчества в Александро-Свирском монастыре стали возможны только к концу XIX столетия благодаря подвижническим усилиям настоятеля архимандрита Агафангела (Амосова). Выходец из крестьян Вологодской губернии, постриженик Валаамского монастыря и ученик Валаамских старцев игумена Дамаскина (Кононова), Кириака, Иоанна Молчальника, Никиты, Антипы, Агапия, находившихся в постоянной переписке с великим богословом и подвижником – святителем Феофаном Затворником. Примечательно, что отец Агафангел также лично поддерживал общение с Вышинским старцем-святителем.

Архимандрит Агафангел ввел для братии общежительный устав по примеру Саровской пустыни. По его ходатайству шумную Троицкую ярмарку, ежегодно проводившуюся возле монастырских стен в начале лета, перенесли поодаль в Новую Слободу. При настоятельстве архимандрита Агафангела ремонтируются храмы, строится кирпичный завод, проводится водопровод, открывается церковно-приходская школа для мальчиков.

Благодаря его стараниям Александро-Свирский монастырь стал образцом для прочих обителей Олонецкой епархии, ее «визитной карточкой».

При архимандрите Агафангеле богослужения в Александро-Свирском монастыре начали совершаться в строгом уставном порядке. В будни обязательно служились две литургии, ранняя и поздняя. Вечернее правило для монашествующих «без опущения» читалось в церкви после трапезы «по образцу древних обителей». По воскресным и праздничным дням совершался редкий в то время в Олонецкой епархии «чин о Панагии». В храме преподобного Иоанна Дамаскина круглосуточно монахами читалась Неусыпаемая Псалтирь о монастырских благодетелях.

Архимандрит Агафангел преставился 68-ми лет от роду, 27 декабря 1909 года в Александро-Свирском монастыре. Тело старца погребли в специальном склепе напротив алтаря Преображенского собора. Ежегодно, и по сей день, с особым торжеством братия служит панихиду в день его отшествия. Результаты деятельности архимандрита Агафангела трудно переоценить, как для прежде живших монахов, так и для ныне живущих в нашей святой обители.

Достойным преемником архимандрита Агафангела на посту настоятеля стал его ученик, казначей и благочинный монастыря, иеромонах Евгений (Трофимов). Он успешно развивал в монастыре валаамские традиции, утвержденные его предшественником.

В январе 1918 года жители близлежащих сел по благословению отца Евгения создали Союз охраны церквей и часовен при Александровом Свирском монастыре. Отец Евгений неоднократно обращался к властям с требованиями прекратить реквизиции, вывести размещенных в обители милиционеров и красноармейцев. В марте в монастыре был проведен массовый крестный ход, после которого крестьяне заставили уехать комиссию, прибывшую для описи монастырского имущества. Через местный комитет крестьянской бедноты архимандрит Евгений пришел на помощь голодающему окрестному населению, раздав хлеб из запасов монастыря.

    26 сентября 1918 года архимандрит Евгений получил повестку с предписанием прибыть в Олонецкую уездную ЧК. 29 сентября арестован в Олонце вместе с иеромонахами Варсонофием и Исаией. Задержанных обвинили в организации «черносотенного союза по защите от Советской власти церквей, монастырей и часовен» и приговорили к расстрелу с санкции ГубЧК.

Архимандрит Евгений и его соузники были казнены в парке в центре небольшого карельского города Олонец и погребены там же в общей могиле.

Среди прихожан олонецкой кладбищенской церкви Успения Божией Матери были люди, которым довелось стать свидетелями расстрела свирских монахов. Они рассказали о том, что расстрел происходил в городском парке в центре города. Перед расстрелом монахи попросили разрешить пропеть пасхальный тропарь «Христос воскресе» трижды. Им разрешили. Архимандрит Евгений был худенький, и после выстрела умер сразу, – таковы свидетельства очевидцев. Иеромонах Исайя был полный, и после выстрела долго мучился. Всех троих там же на месте расстрела и закопали. Очень долго, на протяжении более 50 лет, женщины из Свирского приезжали на могилку помолиться – так трогательно они хранили память об убиенных монахах. Место их расстрела и захоронения известно и сейчас. Память о них передается из уст в уста, а молитвенная память продолжается в возродившейся Свирской обители. Не угасает память жителей Олонца и о сорока свирских монахах, расстрелянных на месте теперешней площади перед Исполкомом. Их вели из Александро-Свирского монастыря. Один из них всю дорогу читал Псалтирь. На следующий день после их гибели пришел указ об отмене расстрела…

Как в настоящее время совершается в нашей обители почитание монастырских подвижников? Имена наших мудрых предшественников внесены во все монастырские и личные синодики братии. Сугубые молитвенные поминовения совершаются в дни их памяти. Многочисленным паломникам экскурсионная служба непременно рассказывает о их жизни и подвигах.

Какие ныне стоят задачи в деле почитания свирских подвижников? Прежде всего работа над дальнейшим собиранием материалов их жизнедеятельности, публикации и издания доступной ценовой литературы с повествованием их жизни и подвигов. И надеемся, что при создании музея свирской обители нам удастся достойно представить их имена.

Отец Агафангел (Амосов) рассказывал такой случай. Раз тащили крупную глыбу мрамора при одной постройке, он за троих старался тянуть. Игумен Дамаскин остановил его и говорит: «К чему? Выхвалиться что ли хочешь? Если так, грешна, не угодна Господу работа! Если так от усердия, не разумно! Господь не требует труда через силу. Теперь сделаешь, а потом надорвёшься и никуда не будешь гож. Не так надо, а в меру и смиренно». Так и мы должны, следуя словам нашего предшественника-старца, «в меру и смиренно», но при этом неустанно усваивать опыт наших отцов.
Наверх