Преподобные Игнатий, Леонид, Корнилий, Дионисий, Афанасий, Феодор и Ферапонт Островские
Дни памяти: (ст. стиль / новый стиль) Собор Санкт-Петербургских святых и Собор Новгородских святых – в Неделю 3-ю по Пятидесятнице
В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) содержатся сведения о том, что мощи учеников прп. Александра Свирского покоились в Оятском Островском Введенском монастыре: "Преподобные отцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий, ученицы преп. Александра Свирскаго, в Задней пустыни на Ояте реце в монастыре Введения Пресвятыя Богородицы, от Свиры реки 5 поприщь по Ояте реце вверх села Архангельскаго Сермакса, идеже отец и мати Александровы погребены". По сообщению Жития прп. Александра Свирского, во Введенском Островском монастыре принял монашеский постриг отец преподобного. Таким образом, монастырь был основан во второй половине XV века. Однако в описании Обонежской пятины 1582 года Введенский Островский монастырь упомянут как недавно возникший (возобновленный?) на месте Введенского погоста. В литературе встречается утверждение, что ученики прп. Александра первоначально жили в Важеозерской пустыни, позднее перешли во Введенскую пустынь, где умерли и были погребены. По-видимому, в XVII-XVIII веках существовало местное почитание святых, поскольку описание их внешности встречается в иконописных подлинниках XVIII века. Место захоронения Островских преподобных было неизвестно в XIX веке. Согласно архим. Леониду (Кавелину), Дионисий был основателем Введенского монастыря в с. Архангельском (Сермакса), был похоронен там в церкви; остальные перечисленные в «Описании о российских святых» ученики прп. Александра, а также прп. Никифор Важеозерский были погребены в пещере при Преображенской церкви. Задненикифоровой пустыни. По предположению архиеп. Сергия (Спасского), эти сведения являются результатом смешения Задненикифоровой пустыни на оз. Важе и Задней пустыни на р. Ояти. По его же догадке, основателем Оятского Введенского монастыря мог быть Игнатий, упоминаемый первым в перечне Островских преподобных в «Описании о российских святых». По-видимому, в XVIII-XIX веках. преподобные продолжали почитаться местно. В старообрядческих святцах XIX века они упомянуты (кроме Дионисия) с отдельными днями памяти (совпадающими с празднованиями тезоименитых им святых): под 3 октября помещена память Дионисия (Л. 29 об.; Дионисий Островский и Дионисий Новгородский упом. здесь как разные святые), под 20 декабря - "преподобнаго отца нашего Игнатия, иже на Ояти, ученика святаго Александра Свирскаго" (Л. 85 об.), под 10 апр. - "преподобнаго отца нашего Феодора, ученика святаго Александра Свирскаго, иже на Ояти" (Л. 169), под 16 апреля. - "преподобнаго отца нашего Леонида, ученика святаго Александра Свирскаго, в Островском монастыре" (Л. 173), под 16 мая - память Феодора (вторично, л. 193 об.), под 19 мая - "преподобнаго отца нашего Корнилия, ученика св. Александра Свирскаго" (Л. 196 об.), под 27 мая - "преподобнаго отца нашего Ферапонта, иже на Ояти, ученика св. Александра Свирскаго" (Л. 202). Канонизация Островских преподобных совершилась включением их имен в Собор Карельских святых, учрежденный в 1974 году, и в Собор Новгородских святых, празднование которому было возрождено в 1981 году. Источник: Сайт комиссии по канонизации святых и изучению истории Тихвинской епархии |