• icon fb
  • icon vk

Храмы

Тихвинский Введенский женский монастырь

kolokolnya monastyrya v kotoroy raspolozhen nadvratnyy khram 349x262

Введенский девичий монастырь был основан по велению царя Иоанна IV в 1560 году. Селения, находящиеся на месте будущей обители, перенесли на другую сторону ручья и в новый поселок, названный Заболотьем. Девичий монастырь строился одновременно с Успенским мужским монастырем. Обе обители были возведены под руководством искусного новгородского строителя Федора Дмитриевича Сыркова. Так же, как и Успенский монастырь, Введенский представлял собой деревянную крепость, но по сравнению с ним гораздо меньшую. Вокруг монастыря была возведена деревянная стена и вырыт ров. Первой игуменией обители стала Евпраксия.

Если Успенский монастырь привлекал всеобщее внимание находившейся там чудотворной иконой, то о Введенском девичьем монастыре, стоявшем на северо-западной окраине Тихвинского посада, на перекрестке дорог, ведущих на Ладогу и Олонец, нигде не упоминалось до тех пор, пока здесь не оказалась четвертая супруга Иоанна Грозного Анна Алексеевна, постриженная под именем Дария.

Бракосочетание с ней Иоанна произошло в 1572 году. Четвертый брак Иоанна Грозного вопреки всем ожиданиям длился целых три года. Надо думать, причиной тому был характер Анны, ее ум, такт и сознание своего достоинства, присущее гражданам вольного города.

Не прошло и трех лет, как царица была пострижена в монашество в Воскресенском Горицком монастыре. Как следует из других источников, предлогом отправить жену в монастырь послужило предъявленное царице обвинение в заговоре против государя. Развод сопровождался рядом казней, совершенно истребивших семью царицы. Впрочем, обвинение «в измене» было обычным способом, которым Иоанн Грозный беззастенчиво пользовался для устранения неугодных ему людей.

16 мая 1596 года бывшая царица значится уже игуменией Введенского девичьего монастыря «на Тифине». Вместе с ней прибыли сюда и две ее племянницы - Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.

Монастырь был отдан Дарий в полное распоряжение, как хозяйке и попечительнице. Она отстроила его, увеличила и привела в цветущее состояние; ее хозяйственные предприятия удивляли современников; так, сооружая мельницу на ручье Березовике (нынешнем Введенском), она пропустила сюда воду через канал, проведенный из безымянного озера, находившегося в 7 верстах от монастыря и получившего потом название Царицына. 

Первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович, с уважением относившийся к царице-игумений, назначил ей царское жалование и оказал монастырю щедрую помощь деньгами и строительными материалами. Быстрому восстановлению монастыря в немалой степени способствовали доходы с рыбной ловли на Волхове и с вотчины под Устюжной с пахотными и прочими угодьями. Все это было пожаловано царем игумении Дарии в личное владение. Через пять лет Введенский монастырь выглядел еще лучше, чем до шведского нашествия.

Незадолго до смерти игумения Дария составила так называемую «духовную грамоту», по которой передавала монастырь своей преемнице игумений Агафий. Грамота эта представляет собой своего рода отчет о деятельности бывшей царицы во славу Божию: «Мне шло царское жалование, - пишет игумения, - и что доходишки имела с вотчи-нишки и мы тем питалися и после разорения Литовского в монастыре в храмах устроено, и кельи, и житницы, и мельница, и конюшенной двор. И коровей, поповские и служебниковы дворы и всякое монастырское строение теми деньгами устроено».

Из документа явствует, что управляемый игуменией Дарией монастырь составлял единое целое, куда входили и храмы, и хозяйство, и вотчинные владения. Обитель получала от правительства определенное денежное содержание, так называемую «ругу», кроме того, монастырь имел известные доходы от вотчинного хозяйства, а также от треб. Как и полагалось, игумения Дария оставила деньги на «помин души», завещав после своей смерти распределить немалую по тому времени сумму - 120 рублей - между храмами и монастырями вплоть до Новгорода. 5 апреля 1626 года игумения Дария, приняв схиму, скончалась. Ее похоронили на паперти Введенского храма. Над могилой устроили резную сень, под ней - надгробие. Позднее там была установлена плита со следующей надписью: «Блаженная памяти Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича царица схимонахиня Дария (Анна Алексеевна) по роду Колтовских погребена на сем месте и племянницы ее княжны Леонида и Александра Григорьевны дочери Гагарина здесь погребены в лето от воплощения Сына Божия 1626 г. месяца апреля 5 дня. Вновь устройся гробница сия по благословению Его Высокопреосвященства Амвросия, митрополита Новогородского и Санкт-Петербургского и благочинного - Большого монастыря архимандрита Самуила, при игумений Таисии старанием священника Иоанна, подаянием граждан и прочих подателей 1814 г.».

В алтаре собора, на стене вблизи горнего места, висела комнатная икона игумений Дарий, шитая шелком и золотом, возможно, ее собственной работы. Как великую святыню хранили в обители старинный складень, принадлежавший царице, с изображением Тихвинской иконы Божией Матери со сказанием о ней на створах.

Могила царицы Дарий во Введенском соборе сразу стала почитаемой. Все государи и великие князья, бывавшие у Тихвинской иконы Божией Матери, непременно приезжали и во Введенский монастырь поклониться царице-игумений. Здесь бывали и все паломники, посещающие Тихвин. В мартовском номере журнала «Душеполезное чтение» за 1888 год церковный историк граф М. Толстой писал: «Память царицы-инокини Дарий живо сохранилась до нашего времени не только между сестрами Введенской обители, но и между жителями окрестных селений. Приходящие в монастырь богомольцы называют его «Царицыным монастырем». В XVII веке в центре монастыря стояли уже три каменных здания - Введенский собор, трапезная и трехшатровая звонница. Остальные здания обители были деревянными.

Все это можно видеть на плане Тихвинского посада, а точнее, подробного рисунка, выполненного в 1678 году Иваном Зелениным и Федором Евстафьевым. На плане, в частности, зафиксирован Введенский девичий монастырь, слободка монастыря и деревня Стретилово. Отдаленный женский монастырь, находящийся в Тихвине, в XVII-XVIII веках часто использовали как место ссылки неугодных лиц женского пола и как тюрьму. В то время было распространено пострижение нелюбимых жен. К этому простому способу избавиться от надоевшей супруги прибегали не только люди, стоящие у власти, но и рядовые обыватели. Все делалось просто, без особых хлопот и формальностей, о чем сохранилось немало документов.

По описаниям, сделанным в 1739-1764 годам для Новгородской епархии, мы можем представить, как в то время выглядела обитель: «В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тесом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав.

При церкви Рождества Богородицы хлебопекарняя келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумений деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тесом».

До 1764 года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья.

Двадцать седьмой настоятельницей стала игумения Августа. С ее приходом начался новый строительный этап в жизни монастыря. Будучи настоятельницей монастыря с 1823 по 1858 год, игумения Августа активно обустраивала обитель. Тогда вместо прежней обветшавшей звонницы, возведенной в XVII веке, по проекту петербургского архитектора И.И. Шарлеманя была построена четырехъярусная надвратная колокольня.

«В первом ее этаже - главный вход в монастырь через святые ворота, они очень обширны и открываются только для крестных ходов и торжественных случаев, как например: при посещениях Царских особ, и Архипастырей, а в обыкновенное время вход в обитель бывает через другие ворота, устроенные в ограде, близь колокольни, - писал публицист А.П. Башуцкий, посетивший в 1854 году Тихвинские монастыри. - В первом же этаже помещаются две келий для сестер, во втором - тоже несколько келий, а в третьем - устроена церковь святой Великомученицы Екатерины - образец самого нового архитектурного искусства в противоположность старине первых двух храмов. Иконостас очень красив - кругообразный, белого цвета, с колоннами и золотою резьбою, об одном ярусе и оканчивается наверху золотым крестом... В четвертом этаже колокольни устроены с четырех сторон арки с колоколами, их всех 9. Большой - в 158 пудов. Второй - в 80 пудов, лит, как свидетельствует надпись, при Царе Алексее Михайловиче и при патриархе Никоне в 1652 году. Третий - в 40 пудов. Четвертый - в 25 пудов, по латинской на нем надписи видно, что он лит в 1635 году. Остальные колокола меньшего веса - для трезвона».

Кроме колокольни при игумений Августе напротив западного входа Введенского собора был построен двухэтажный обширный корпус. В нижнем его этаже разместились светлая, просторная трапезная, кухня и другие хозяйственные кельи, а в вернем - скромные комнаты для игумений и канцелярия обители. Игуменские кельи соединялись стеклянною на арках галереей с теплой церковью Рождества.

С противоположной стороны Введенского храма, параллельно вышеописанному зданию, был построен подобный двухэтажный корпус для келий сестер обители. Игумения Августа увеличила пространство монастыря прибавкой земли на 35 саженей. Причем землю, прежде болотистую, осушила. В довершение ко всему этому обитель обнесли невысокой каменной стеною с красивыми боковыми башенками. В 1858 году настоятельницей Введенского монастыря стала игумения Серафима, которая завершила его благоустройство. По ее приказанию была увеличена высота монастырской ограды, внутри обители разбит превосходный сад. Кроме этого, игумения Серафима сделала больше ризницу, увеличила число келий.

В то время послушание во Введенском монастыре проходила Мария Солопова, впоследствии игумения Таисия Леушинская. Она стала ближайшей духовной дочерью святого Иоанна Кронштадтского, основательницей более 10 монастырей и скитов, в том числе Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря (отсюда добавление к имени: Леушинская).

Неспешно текла в монастыре жизнь. В 1917 году в обители было до 200 монахинь и послушниц. Монастырь содержал приют для девочек-сирот, организованный игуменией Серафимой в память о чудесном спасении царской семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. Внутри этого красивого, ухоженного второклассного монастыря был сад, возле собора - обширный некрополь.

После революции в обитель пришли другие люди. Здесь была размещена областная детская колония.

Некоторое время монахини и послушницы оставались жить в монастыре, в труднейших условиях продолжая свое служение Богу. Официально датой закрытия Тихвинского Введенского монастыря считается 1926 год, но фактически - с того самого времени, как в обители появились представители власти рабочих и крестьян. Некоторое время сестры, продолжая свое служение Богу, ютились в монастырских зданиях рядом с новыми поселенцами. Но тех соседство с инокинями вовсе не устраивало. Монахини, вытесненные из сестринского корпуса, разбрелись по городу, служа санитарками и сиделками, подрабатывая рукоделием. Игумения Иоанникия вынуждена была переселиться из настоятельских покоев в тесную келейку на колокольне.

 Осенью 1937 года по Тихвину прокатилась волна арестов. К ноябрю почти все духовенство города находилось в местной тюрьме. Очередь дошла и до бывшей игумений Иоанникии, которая была арестована как участница контрреволюционной группы. 3 декабря 1937 года, в самый канун престольного праздника - Введения во храм Пресвятой Богородицы, бывшая игумения Введенской обители была расстреляна вместе с другими тихвинскими новомучениками: игуменом Арсением (Дмитриевым), протоиереем Иоанном (Сарвом), священниками Емилианом Панасевичем, Николаем Покровским и Василием Канделябровым.

В 1941 году колокола святой Софии были сняты и погружены на две баржи для их эвакуации по реке Волхов. Во время вражеского обстрела баржа с большими колоколами затонула. Другая же, с малыми колоколами весом от одного до восемнадцати пудов, уйдя из-под обстрела, успешно прошла по Мариинской водной системе в вологодский город Кириллов. Так колокол из Тихвинского Введенского монастыря там и остался. В Ленинградском областном архиве, в Выборге, имеются сведения о посещении в 1927 году Введенского монастыря искусствоведом И.Э. Грабарем. В бывшем девичьем монастыре академик отбирал древности для отправки на реставрацию.

Сами же здания монастыря после перевода отсюда колонии использовались самым разнообразным образом. В его неприспособленных помещениях размещались детская музыкальная школа, зал борьбы Детско-юношеской спортивной школы, художественная мастерская, гаражи отдела горисполкома, мастерская надгробий, пожарное депо, жили люди. Рядом с чудом сохранившимся Введенским собором, трапезною, зданиями архимандричьих и сестринских келий - убогие сараи, заборы, огороды, кучи металлолома.

Разруха и бесхозяйственность в полной мере сказались и на Царицином озере.

Весной 2005 года решением депутатов районного совета два полуразрушенных давно пустующих здания - колокольня и сестринский корпус - были отданы Тихвинскому Богородичному Успенскому мужскому монастырю для реконструкции и возобновления в бывшей девичьей обители монастырской жизни. Тогда там появилась послушница Богородичного Успенского монастыря Любовь Борисовна Большакова - руководитель Автономной некоммерческой организации «Возрождение Введенского девичьего монастыря», которая с подлинно христианским смирением и мужеством приняла возложенное на нее испытание всецело посвятить себя труду на ниве Божией - возрождению святой обители.

Силами добровольных помощников восстанавливается храм святой великомученицы Екатерины с нарядным белым иконостасом, стоявший когда-то здесь. Действует мастерская художественной вышивки - монахини Введенского девичьего монастыря славились как искусные рукодельницы. Есть уже в бывшей колокольне и маленький музей старинных и современных рукоделий и предметов быта. Все, кто бывает в бывшей обители, с удовольствием покупают в церковной лавке маленькие мешочки, украшенные вышивкой, в них душистые травы для чая и освященные в Яблочный спас сушеные яблоки. В храме святой великомученицы Екатерины каждый четверг в 18 часов молебен. Служат ли его отец Сергий (Ремизов) из Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, отец Геннадий (Беловолов) - настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге, отец Александр из Александро-Невской Лавры - все они говорят о том, что во Введенском девичьем монастыре, как во всех начинающих возрождаться обителях, особая благодать, особое возвышенное молитвенное состояние. Историю, православную культуру, подвиги иноческой жизни во имя Пресвятой Богородицы - все хранят здания и полуразрушенные стены этой святой обители. Надо только захотеть это узнать, увидеть и услышать...



АДРЕС

187550, Ленинградская область, Тихвинский р-н, г. Тихвин, ул. Ленинградская, д.10

Тел. 8 (921) 752-30-13

НАСТОЯТЕЛЬ храма

Игумения Павла (Васюкова)

Игумения Павла (Васюкова)

ДУХОВЕНСТВО:

Казначей: монахиня Неонилла (Кудрявцева Нина Аркадьевна) Духовник: иеромонах Игнатий (Стадников).

Наверх