• icon fb
  • icon vk

Храмы

Храм «Собора Пресвятой Богородицы», д. Рогожа

khram sobora presvyatoy bogoroditsy v s. rogozha 349x349

Село Рогожа находится в 175 вер, от Петербурга и в 13 от Ладоги, на левом берегу реки Сяси, в 2 верстах от Ладожского озера.

Первая здешняя церковь была деревянная, в виде продолговатого четвероугольника, с 5 дер. куполами на плоской крыше и с отдельной колокольней. Она 15 апр. 1834 г. сгорела со всем имуществом, кроме колокольни и сундука с деньгами. Прихожане, прося разрешения построить новую каменную церковь, представили на этот предмет оставшуюся от пожара сумму в 1,000 р. асс. и обязались, в течении 5 лет, платить по 5 р. асс. с ревизской души (душ было 300), что составило бы, в 5 лет, сумму в 7,500 р. асс. Причту они обязывались платить, ежегодно, по 300 р. асс. Кроме того, прихожане заявили, что в этом деле они нашли жертвователя Петербургского 1 гильдии купца Михаила Давыдовича Ертова, имевшего здесь дровяную биржу. На прошение их дана следующая резолюция: “Поелику Село Рогожские прихожане, к тому, чтобы приходская их церковь была самостоятельною, имеют усердное желание, ибо не только, на производство причту своему, каждогодно, по 300 р. обязались актом, засвидетельствованным в волостном правлении, но желают ныне выстроить, в оном селе, вместо сгоревшей, деревянной, вновь каменную церковь, следовательно, при таковом усердии их к построению оной церкви, епархиальное начальство не может не согласиться на оное прошение их, по тому только одному, что, они в обязательстве своем о производстве 300 р. не присовокупили условия насчет сбора помянутых денег, дабы отказом не охладить их усердия и не подать случая к умножению раскола, который, и без того, в Новоладожском уезде сильно умножается, а потому, дозволяя им, согласно представленному ими плану и фасаду, приступить к построению помянутой церкви, под надзором благочинного, священника местного, церковного старосты и архитектора, предписать духовному правлению, дабы оно допустило до построения означенной церкви не прежде, как по представлении Рогожскими прихожанами дополнительного обязательства, также, где следует, засвидетельствованного, о сборе помянутых денег, к представлению их, куда следует, в свое время 26-го июня 1834 г.” 2-го августа того же года прихожане, согласно требованию начальства (преосвященного Венедикта), дали дополнительное обязательство, в котором высказывали, что в случае неплатежа Рогожскому причту, 300 р. асс. к концу каждой половины года, они позволяют светскому правительству требовать этих денег законным порядком без всяких отговорок, и в уплате денег будут ежегодно представлять отчет или церковному, или мирскому старосте, который должен записывать приход и расход сей суммы, а еcли, в противность такого обязательства, не будет прибавочная сумма постоянно исправно ими прихожанами платима, в таковом случае они согласны, чтобы приходскую их Село-Рогожскую церковь приписать окончательно к Успенскому Сясьскому погосту. После этого постройка была дозволена. Из указа духовной консистории 1837 года видно, что церковь построена иждивением купца Ертова, с прибавкою 1,000 р. асс. оставшихся от погоревшей церкви. Прихожане доставляли материал, Построенная каменная с таковою же колокольнею церковь, освящена 1-го сентября 1838 года протоиреем Кочетовым. Нынешний антиминс ее освящен епископом Тихоном 1870 г., 13-го октября.

В храме достопримечателен колокол, около 20 пуд весу, с следующей надписью: «1730 года, февраля 28-го дня, вылит сей колокол в Стокгольме. Лил мастер Герат Мейер». На другой стороне Спаситель, с державою в левой руке.

План и межевые книги на церковную землю сгорели вместе с прежней церковью. Когда причту велено было запастись планом на землю, то на представление духовной консистории губернское правление ответило, что плана на дачу новоладожского уезда села Рогожи по имеется, а потому требование консистории 21го июля 1858 года, за № 400, удовлетворено быть не может, тем более, что по ст. 487 св. зак. меж. части т. X, изд. 1857 г., выдача планов и книг на церковные земли воспрещается.

Причт с 1809 года составляли: священник, дьячок и пономарь. В 1836 году дьячок Алексей Стефанов, за очень хороший голос и прекрасное пение, по ходатайству Ертова, возведен был в диаконы на дьяческой вакансии. По штатам 1843 г. уничтожена пономарская должность. Из прежних священников известны: Варфоломей, Василий Тимофей Никитин и Иоанн Соловьев. Последние два памятны в народе за их простоту и добродушие. Тимофей Никитин священствовал 55 лет. Иоанн Соловьев открыл в сторожке школу и учил в ней безмездно, до смерти, в 1865 году. После него поступил Николай Осьминский. По переходе его в Новую Ладогу служит здесь Андрей Константинович Лапшин, кандидат С.-Петербургской духовной академии.

При церкви есть деревянная сторожка. У священника два дома: один достался от его деда, а другой построен Ертовым. У дьячка собственный дом, построенный на его средства, на что купцы пожертвовали до 80 бревен.

Приход граничит с севера и востока приходом Сясьские рядки, с юга - Рождественским приходом, с запада — Изсадским приходом. Он состоит из усадьбы Бардовщины и из 11 деревень. Это суть: Подребинье, Судемье, Перевоз, Отаево, Посадница, Матгево, Опока, Пехолево, Пульнища, Мелецы и Подборове.

Всех прихожан, по клир. ведомостям 1883 г., м. п. 530, ж. 558.

Главные занятия прихожан - земледелие, заготовка и сплав дров, чему способствует местность по берегам р. Сяси, по которой ежегодно сплавляется до 100 тыс. саженей дров девятичетвертковых. Летом дрова эти выгружаются, складываются, пилятся или пережигаются на уголь, потом нагружаются на суда и отправляются в Петербург или Кронштадт. Осенью дрова с низких берегов перевозятся на более высокие, куда не доходит вода; зимою крестьяне рубят дрова в лесу, вывозят их на берег; весною рубят дрова на свои потребности.

Раскольников в приходе до 15 человек, Это Филиповцы, в деревне Опоке. Молельня и наставники их находятся в 4х верстах от Опоки, в деревне Низине, Лунгачьского прихода. Единоверцев, живущих в 13-ти верстах от Рогожи, эти раскольники не любят и предпочитают идти в «мирскую» (т. е. в нашу), чем в старообрядческую церковь.

Грамотных в приходе около 100 человек. Школа открыта была в 1850 году и помещалась в церковной сторожке. Учащихся в ней было до 30 человек. Ныне существует школа земская.

По воскресным дням в церкви бывает до 50 человек; в великие праздники и в Св. Четыредесятницу до 250 и более.

Часовен в приходе 8. В часовне, в Судемье, есть каменный крест, найденный когда-то на ближайшем огороде.

"Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии" (Вып. VIII, IX и X, Спб, 1884 - 1885 гг.)

Храм не действовал с 1937. В 1940 закрыт, с 20 декабря 1954 богослужения возобновлены. Престольный праздник 8 января. Памятник архитектуры.


АДРЕС

187240, Ленинградская область, Волховский район, д. Рогожа, д. 16а

НАСТОЯТЕЛЬ храма

протоиерей Александр Ильич Журба

протоиерей Александр Ильич Журба

Наверх