• icon fb
  • icon vk

Новости

Петр I и Тихвин: Россия отметила 350-летний юбилей Петра Великого

Петровские реформы, Петербург - его рождение, рост и развитие, сильно повлияли на жизнь Тихвина и края.

Исаакий Петрович Мордвинов в книге «Старый Тихвин и Нагорное Обонежье» писал: «В XVII в. Тихвин проявил изумительную энергию; разоренный в 1613 г., трижды сгоревший дотла, лишившийся значительной части населения в войне, переобремененный налогами и поборами, он все богател, улучшался, развивался и в конце века стал значительным городом. Со времени Петра началось его падение.

За первую четверть XVIII в. Тихвин сильно обнищал и обезлюдел. По переписям 1709–1711 годов видно, что население посада уменьшилось на две трети. То же явление замечалось и в уезде. Тихвин оказался слишком близким к театру Великой северной войны и к Балтийскому побережью, и Петр I выбрал отсюда все рабочее и здоровое население для работ по заготовке военных материалов и по постройке Шлиссельбурга, Петербурга и Кронштадта. Большие партии тихвинцев были отправлены на Тосну для жжения извести; много народу было вызвано на реку Сясь и на Ладожское озеро для постройки судов – шмак и кораблей. В 1701–1702 годах взято с двух дворов по человеку с лошадью; а в 1703 г. – с каждого двора по человеку с лошадью; в том же году взято к постройке кораблей 155 плотников. Тихвинцы должны были уплачивать взятым рабочим подложные деньги – конным по 2 р. 50 к. в месяц на человека, а одиноким по 1 р. 50 к. Все кузнецы, плотники, каменщики были потом захвачены к городовому строению. Оставшееся на местах население переобременялось денежными и натуральными повинностями: добывало и перерабатывало железную руду, занималось смолокурением, заготовкой леса, сплавом...

С 1701 г. стали присылать для откармливания кавалерийских лошадей по одной на 4 двора; ежегодно требовалось множество подвод для проезда войск, работников, чиновников и пр. Через Тихвин открылось невероятно многолюдное движение на Вологду, в Олонец, в Белозерье... В 1701–1702 г. было поставлено много подвод в Новгород для работ по укреплению города, а также П.М.Апраксину, для похода за шведский рубеж 80 подвод с уплатой подможных денег провожатым. В 1703 году дано для проезжающих 2011 подвод, и посад платил от себя за наем лошадей и людей; окольные погосты обязаны были постоянно держать на посаде по 5 готовых подвод с каждого погоста. Особенно тяжело приходилось посадским тихвинцам, т. к. из числа 102 тяглых дворов 42 домохозяина (лучшие купцы), уехавшие в Стокгольм, пребывали в плену, а из остальных 60 дворов хозяева наполовину разбежались. Кроме того, для проходящих рабочих партий и войск требовались помещения и продовольствие; так в 1703 г. приказано было отвести для постоя дворы рабочим, проходившим через Тихвин под командой кн. Львова; в 1705 г. велено заготовить 3 000 хлебов для 2,5 тысяч солдат, проходивших на службу во флот и т.д.

Значительная часть разорившихся тихвинцев домой не вернулась: некоторые навсегда поселились в новых городах, некоторые укрылись в раскол, много рабочих померло, часть мастерских по указу 1711 г. переселена в Петербург на вечное житье.

С 1703 г. в посаде и уезде стали располагать на «винтер» квартиры (т.е. на зимний отдых) войска; солдаты вели себя здесь, как в завоеванной стране, а офицеры совершали вопиющие насилия и избивали обывателей. Войска затем утвердились в Тихвине на постоянное жительство, периодически меняя квартирующие полки».

Тихвинцы перебирались в новую столицу, другие новые города или, наоборот, уходили в бега, в старообрядческие скиты. Но позволим себе не во всем согласиться с «тихвинским Ключевским». Он сам пишет: «Некоторые посадские купцы сильно нажили и частью перешли в Петербург, но зато некоторые разорились на дворовых подрядах». Как всегда, бурные времена кому-то благи, кому-то гибельны. Уменьшение жителей Тихвина в петровское время скорее деловое, это не жуткое безлюдье после Смутных времен (убиты, умерли, сгинули…). Потенциал Тихвина оставался настолько высоким, что полвека спустя он смог и заново отстроиться на свои деньги после самого страшного пожара 1770 г., и стать городом.

А тихвинские купцы, лишившиеся в Швеции имущества, смогли исполнить обет, построив на Романихе первую каменную Знаменскую церковь. В 1700 году, после начала Северной войны, они, в числе других русских купцов, были интернированы, имущество более чем на 300 тысяч рублей конфисковано. Держали их в тюрьмах в разных городах, «во время бывшего там голода и мора питались мертвечиной, многие от этого померли». В 1711 году пленных разменяли, освободили их во время эпидемии, многие умирали уже по дороге домой. Варлаам Саньков «со товарищи» дали обет достроить каменный храм. Сразу обет, видимо было не исполнить». А в 1714 г. царь Петр I издал Указ о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга. Купцам пришлось обращаться к Петру I, «тот разрешил построить не в пример прочим, ради выполнения обета».

Времена были бурные. Менялись все сферы жизни. В том числе и управление.

В 1703-1704 гг. в два этапа посад был изъят из монастырского ведения, закрепив официально сложившееся положение – к тому времени тихвинцы явочным порядком избавили себя от монастырских повинностей. «В самом начале XVIII в. тихвинцы «отложились» от монастыря и, несмотря на указ 1706 г., в первую же перепись XVIII в. (1707 г.) «написались своим особливым лицем» (Сербина К. Н.). «Пахотные люди» оставались монастырскими.

В 1706 г. на смену умершего воеводы Кирилла Ильича Пушкина в Тихвин был назначен комендант Василий Никитич Римский-Корсаков, брат Якова Никитич, вице-губернатора Санкт-Петербургской губернии, владельца имения Никольское, тихвинского «родового гнезда» Римских-Корсаковых. Но «вышли из-под руки монастыря» тихвинцы в те времена ненадолго.

В 1716 году приказано было перевести «лучших торговых людей» тихвинцев в Новую Ладогу. Чтобы избавиться от этого перевода, тихвинцы подали заручную челобитную за подписью 67 «торговых лучших людей» архимандриту Рувиму Гурскому, «ручаясь за себя и за всех будущих жителей Тихвина находиться в полном послушании у монастыря». Архимандрит помог тихвинцам, приказание было отменено.

Однако судьба самого отца Рувима оказалась драматичной. О нем отзывались, как о человеке гуманном и «высокого религиозного настроения». При нем была сделана драгоценная сребропозлащенная риза на Чудотворный образ Богоматери, которую мы сейчас можем видеть на иконе. В клейме написано «1718 года устроена бысть сия сребреная позлащенная риза на чудотворный Пресвятыя Божия Матери образ Тихвинския всеусердным тщанием и прилежным радением бывшаго в оное время в святой обители Тихвинской Настоятеля Архимандрита Рувима от общаго всенароднаго подаяния Пресвятую Божию Матерь любящих и спасения душам своим желающих». Отец Рувим нарушил указ, запрещавший «носить и возить иконы и молебствовать перед ними».

В 1718 г. приехал в Петербург со списком Тихвинской иконы для сбора пожертвований. Петр I послал своего денщика заказать молебен отцу Рувиму и «самолично изловил его ночью в запретном служении молебна». Отец Рувим был заключен в крепость, потом «отдан под начало» в Александро-Невскую лавру. Потом зачислен в солдаты без росстрига. Дело осложнялось тем, что отец Рувим оказался причастным к делу царевича Алексея. Из солдат бежал, скрылся за границу, скитался по Молдовии, Валахии, Сербии, Далмации, Италии, был в Греции Грецию и Иерусалиме; умер в 1725 г. на острове Хиос.

Петр I целым рядом строжайших указов запретил устройство часовен и церквей, фабрикацию мощей, обвешивание икон приношениями, разглашение чудес и пр. Но все в этом мире неоднозначно и противоречиво.

О «деле о разглашении о разрешении от немоты Федора Тулубьева» и заступничестве Петра I мы рассказывали в газете «Дивья» в 2019 году, в № 32 (от 15 августа). В предыдущем номере, № 31 (от 8 августа 2019 г.), рассказывалось о том, почему в Санкт-Петербурге в честь Полтавской битвы стоит Сампсониевский храм, а не во имя Тихвинской иконы Божьей Матери, как Тихвинским образом был спасен в этой битве фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, а Петр выбирал место для Борисовской Тихвинской девичьей обители.

В архиве Тихвинского Успенского монастыря хранились три грамоты;

«1) грамота Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, коею повелевается в Новеграде, Пскове, Олонце, Каргополе и Ярославле таможенную, замытную померную пошлину и прочие сборы уступать в пользу Тихвина монастыря. Окончание: Писана ся наша великих Государей жалованная грамота в нашем Царствующем граде Москве, в лета от создания мира седмь тысяча сто девятьнадесять перваго года (1673) месяца Генваря в двадесятый день. Писана на листе, на ней покрышка из малинового штофа, с государственною вислою красною печатью, прикреплена к грамоте и покрышке на звезде парчи по золотой земле с желтыми, зелеными и голубыми шелками.

2) грамота Царей и великих князей иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Софии Алексеевны, коею подтверждаются жалованные грамоты прежних Царей и великих князей: О зборе таможенной всякой пошлины в дом Пресвятыя Богородицы на негасимую свещу и на монастырское строение и на пропитание братии вечно, и о том, чтобы ярманке быть в Тихвине монастыре Генваря с 13 числа Февраля по 13 число, итого четыре недели, а что была ярманка в великой пост и тое ярманку отставить. окончание: Писана ся наша великих Государей жалованная грамота в нашем великих Государей Царьствующем граде Москве лета 7194 (1686) Февраля в 13. Подписал диак Василий Макарьев. грамота писана на листе; на ней покрышка из палевой шелковой материи с государственною вислою красною печатью, прикрепленною к грамоте и покрышке на звезде парчи по белой земле с зелеными и розовыми травами.

3) грамота тех же Царей и великих князей о том, дабы ярмарке быть в Тихвине монастыре в Феврале да в марте месяцах, и об отмене ярмарки, назначенной с 13 генваря по 13 Февраля. окончание: Писана ся наша великих Государей жалованная грамота, в нашем Великих Государей Царствующем граде Москве в лето 7195 (1687) Иуния в 17 день. Писана на листе, на ней покрышка из желто-зеленоватой шелковой материи с государственною вислою красною печатью, прикрепленною к грамоте и покрышке на звезде червчатой парчи» (Бередников Я. И., академик; Иоанн (Егоров), иеромонах. Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородицкого Большого мужского монастыря, состоящего Новгородской епархии в г. Тихвине. СПб.: Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, 2013. С. 125–126.)

Продолжение следует.

Алла Титова.

Источник: https://tikhvin.spb.ru/13542/45879/

Наверх