• icon fb
  • icon vk

Новости

Картину Ботичелли "Мадонна делла Лоджиа" представил Эрмитаж

Картина Сандро Боттичелли "Мадонна делла Лоджиа" из Галерей Уффици (Флоренция) 16 ноября временно заняла место в эрмитажном зале Леонардо да Винчи. Вместе с ней впервые представлена греческая икона XV века "Богоматерь с Младенцем (Умиление)" из фондов музея.
До этого картина экспонировалась в Приморской государственной картинной галерее Владивостока в рамках культурной программы V Восточного экономического форума. В городе на Неве она демонстрируется в рамках VIII Санкт-Петербургского культурного форума. Картина и икона представлены на время отсутствия в зале Леонардо да Винчи шедевров великого мастера: в Год Леонардо Эрмитаж предоставил итальянским музеям право показать "Мадонну Бенуа" и "Мадонну Литта".

"Мадонна делла Лоджиа" - ранняя работа художника, написанная маслом на дереве в 1467 году. Мадонна с Младенцем изображены на фоне лоджии. Соседство византийской иконы не случайно: Ботичелли следует сформировавшемуся в Византии иконографическому типу "Гликофилуса" (по-гречески - "сладко любящая" или "сладкое лобзание"; в русской традиции он обычно называется "Елеуса" - "Умиление"). Среди православных икон самым известным примером этого иконографического типа стала Владимирская икона Божией Матери.

Еще одно сближение: картина Ботичелли поступила в собрание Галерей Уффици от великого герцога Пьетро Леопольдо Габсбург-Лотаринского, который первым в Европе собрал коллекцию древнерусских икон.

Выставка рассказывает о двух путях развития живописи, представляя два параллельно существовавших направления - "maniera greca" и "maniera latina" (эти термины появились в XV веке в профессиональной среде художников и антикваров). Византийская иконопись оказала огромное влияние на итальянское изобразительное искусство: после падения Византийской империи в 1453 году большинство греческих иконописцев переселились именно в Италию. И хотя Ботичелли не был напрямую знаком с византийской традицией, она опосредованно повлияла на его творчество.

В облике Мадонны - задумчивость: Богоматерь склонила голову, а Младенец нежно обнимает Ее за шею и словно читает Ее мысли. В иконе греческого мастера центральной темой стала скорбь, предчувствие крестной жертвы: Младенец, прижавшись щекой к Матери, словно утешает Ее. И хотя икона написана в византийских традициях, заметно западное влияние - вишнево-малиновый цвет мафория Марии типичен для произведений венецианской живописи того времени.

Также представлена тактильная копия картины Ботичелли, изготовленная по инициативе Сбербанка. Незрячим и слабовидящим посетителям будет предоставлен специальный аудиогид. А для зрячих посетителей, желающих усилить эффект восприятия картины на ощупь, рядом с тактильной копией располагаются одноразовые бумажные "очки", надев которые, можно погрузиться в темноту.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что картина - это ренессансное осмысление любимого в России образа Богоматери "Умиление", представленного "главными иконами Руси" - Владимирской, Донской, Феодоровской.

    "Икона говорит о любви Бога к людям, а искусство Возрождения помимо этого заговорило и о любви между людьми - об этом можно поразмышлять, - сказал он. - Тактильная копия не просто предназначена для людей с нарушением зрения - она говорит о другом способе восприятия. Это другой рассказ об искусстве. Каждый человек в музее мечтает "все потрогать" - сейчас предоставлена такая возможность".


"На выставке представлены два произведения, которые демонстрируют тесно связанные пути развития европейской живописи - искусство Византии и искусство Италии эпохи Возрождения, - сказал директор Галерей Уффици Айке Шмидт. - "Мадонна делла Лоджиа" прибыла в Санкт-Петербург не прямо из Флоренции - она проделала длинный путь, побывав на Тихом океане. Идея состояла в том, чтобы во Владивостоке объединить представления о едином европейском континенте. "Мадонна делла Лоджиа" и "Елеуса" демонстрируют развитие одного и того же иконографического типа - речь идет о типе "Умиление". Это сочетание символично, оно подчеркивает дружбу и взаимопонимание, которые, я надеюсь, всегда будут между Италией и Россией".

По словам Айке Шмидта, боксы, в которых демонстрируются картина и икона, были изготовлены специально для выставки в Эрмитаже. В них вмонтированы светильники, не дающие вредного для красочного слоя яркого света и губительного для дерева тепла.

Выставка открыта до 16 февраля.

ИА "Вода живая",

16.11.19

 

Наверх