• icon fb
  • icon vk

Храмы

Храм Успения Пресвятой Богородицы, д. Лезье

25061233

История храма в этом месте начинается со времен древнего Великого Новгорода. Сохранилась берестяная новгородская грамота, описывающая доставку в эти места водным путем массивных ворот для местного храма.

В 1786 году в поместье графа Соллогуба, перешедшего на службу российскому императору, была возведена деревянная Благовещенская церковь. Она находилась примерно в центре нынешней деревни Сологубовка, получившей название по имени своего владельца.Возведение каменной церкви в селе Лезье, на берегу реки Мги, было задумано в середине ХIХ века князем Борисом Николаевичем Юсуповым, ставшим владельцем имения графа Соллогуба, переименованного в Благовещенское.

Строительство началось в 1849 году по проекту известного петербургского архитектора Василия Моргана, а завершилось к 1852 году. Старая, деревянная церковь в Сологубовке, а ее престол был перенесен в новый, каменный храм. Первоначально предполагалось посвятить храм Благовещению Пресвятой Богородицы, впоследствии планы переменились, и новая пятиглавая церковь была освящена в честь Успения Божией Матери.

Уже вскоре храм стал тесен, и в 1880 году настоятель церкви протоиерей Николай Лебедев и церковный староста Димитрий Бычков начали расширение храма и постройку колокольни; к 1881 году перестроенный храм освятили. Священник Николай Лебедев оставил пространную справку по истории храма. Часть из нее можно привести здесь:

«Село Лезье находится в 60 верстах от Петербурга, в 30 от Шлиссельбурга, в 20 от Тосны - станции Московской железной дороги и в 18-ти от почтовой станции в селе Анненском.
У церкви протекает р. Мга, которая, начинаясь в болотах Новгородского уезда, впадает в Неву. Вблизи церкви местность холмистая; одна из гор, названная «Божья гора» имеет вид громадного конуса. Название села объясняют тем, что здесь местность довольно высока и на нее нужно всходить или лезть.

Новая каменная церковь стоит на высоком берегу р. Мги. План и фасад ее составлены архитектором Василием Маргоном; строителем был С.Петербургский купец Егор Павлов, бывший крестьянин князя Юсупова. Церковь освящал в 1851 г. Благочинный, Волковский протоиерей Николай Стефанов Ильинский. Главный престол посвящен Успению Божией Матери, правый - Благовещенью, левый - Великомученику Георгию. В придельных алтарях антиминсы освящены, в 1852 г. митрополитом Никанором.

Длина церкви, от амвона до притвора, 4 саж. 1 арш.; ширина 11 саж. 1 арш. В наружной западной стене, в углублении, были повешены колокола и звон их был слышнее в церкви, чем вне ее. Теснота храма и неудобство звона заставили церковного старосту Cанкт- Петербургского купца Димитрия Бычкова в 1880 г. переделать церковь.

Храм распространен на 7 саж., в длину и на 6 в ширину; сделана каменная колокольня, а под нею - притвор в длину 3 саж 2 арш., шириною в 4 саж.

В притворе устроена сторожка. По возобновлении церкви, ее освящал в 1881 г. преосвященный Гермоген; с ним служили: наместник Лавры о. Симеон, Ризничий, благочинный Сажин и причты церквей Покровской и Поречской. Пел архиерейский хор.

На стенах церкви написаны, на цинке, три больших образа: Успение, Благовещение и входа в Иерусалим.

Церковная ограда железная, на фундаменте из цоколя. Метрические книги существуют с 1802, исповедные с 1859 и клировые - с 1860 г.

Причт сперва состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни; с 1878 г. состоит из священника и двух причетников; в 1881 г. один причетник, Иван Вишняков, произведен во диакона.

При церкви имеются два деревянных дома для причта. Церковной земли 36 дес. из коих 6 под рекою, около 10-ти неудобной земли; остальное - под покосом.

Церковного капитала до 2,900 р.

Причт содержится казенным жалованьем, платою за требы и подаянием за крестные ходы и молебны по домам в праздники. Жалованья казенного выдается священнику 220 р., причетникам - по 70 р. Церковный доход не превышает 700 р.

Соседние приходы: Поречский, в 15-ти вер. и Покровский (в с. Шапках) — в 12-ти.

Вблизи церкви находится усадьба князя Юсупова, в которой живет управляющий.

Из деревень самая дальняя отстоит в 10-ти верстах от церкви, а ближайшая — в полуверсте. Это деревня Салогубовка, названная по имени помещика Салогубова. Жители ее переведены, в давние времена, из польских губерний. Всех их мужского пола 192, женского — 208. Они Федосеевцы и, упорно держась раскола, чуждаются православной церкви и к представителям ее питают ненависть.

Православных мужского пола 1,141, женского-1,281.

Крестьяне занимаются землепашеством; в Салогубовке занимаются сапожным и столярным мастерством.

При церкви долго были две земские школы, при пособии от министерства. Но в настоящее время - одна, мужская и женская вместе. В ней уже 11 лет преподает учительница Вера Миролюбова. Закону Божию учит священник. За каждого учащегося получается 1 р. 50 к. в год. Есть и в других деревнях школы, но в них нет правильного ученья. Попечительница школы г-жа Маркова. Некоторые из учеников участвуют в церковном пения: но у них нет знающего руководителя.

Крестные ходы бывают, по одному разу в год, в каждой деревне; в некоторых деревнях бывает по пяти раз в год крестный ход в память падежа скота или пожара. В Салогубовке крестных ходов не бывает.

Кладбищ два: старое и новое. На старом уже никто не погребается.

Приходское попечительство существовало не долго и по бедности средств закрыто».

После революции Успенскую церковь ждала обычная для тех времен судьба – в 30-х годах ее закрыли, помещение использовали под клуб, склад. Последний настоятель храма протоиерей Александр Вишняков был расстрелян 14 декабря 1937 года.

Во время Великой отечественной войны село Лезье было захвачено немцами, неподалеку шли кровопролитные бои – на Невском пятачке, Синявинских высотах. В здании церкви в это время располагались немецкая почта и госпиталь; в одном из приделов местной православной общине было разрешено совершать богослужения. В 1943 году немцы демонтировали купола храма, так как они служили хорошим ориентиром для дальнобойной советской артиллерии. После войны храм продолжал разрушаться.

История возрождения храма началась в 90-х годах. Под руководством о. Вячеслава Харинова были предприняты первые шаги к восстановлению: произведена консервация остатков стен, защитившая их от дальнейшего разрушения, возведена временная крыша. Полноценные реставрационные работы в то время было невозможно начать из-за недостаточности средств.

Ситуация изменилась благодаря принятому в декабре 1992 года российско-германскому Соглашению по взаимному уходу за воинскими захоронениями. Решением российских властей территория, прилегающая к Успенскому храму, была отведена под устройство крупнейшего в мире воинского немецкого захоронения. С 1996 года здесь начались работы по его устройству.

По проекту предполагалось взорвать остатки церковных стен, чтобы проложить дорогу к кладбищу. Этому воспротивилась православная община, местные жители и власти, ветеранские и миротворческие общественные организации. Приход Успенской церкви выступил с предложением восстановить храм в знак примирения бывших противников в войне. Постепенно сформировалась концепция архитектурно-паркового мемориального комплекса, который объединил в одно целое воинское немецкое захоронение, восстановленный Успенский храм, Парк Мира с аллеей скульптур, обустроенный храмовый родник.

Главным спонсором по реставрации храма стал Народный союз Германии по уходу за воинскими захоронениями. На объявление в западной прессе о сборе средств на восстановление русского храма откликнулись жители Европы и Америки.

Восстановленный храм Успения Божией Матери был открыт после реставрации 20 сентября 2003 года. Один из его приделов посвящен святому великомученику Георгию, покровителю российского воинства. В этом приделе хранятся для церковного поминовения синодики с именами российских солдат, погибших и пропавших без вести. В крипте храма устроен музей, посвященный жертвам блокады Ленинграда.

Летом 2003 года по инициативе Ленинградского комитета ветеранов войны – однополчан напротив храма был установлен закладной камень памятника советским воинам, защищавшим наш город. Это событие подчеркнуло, что мемориал связан с памятью жертв войны обеих воевавших сторон.

Мемориальный комплекс села Лезье регулярно посещают паломники и туристы. С 1995 года, когда только начиналась работа по созданию немецкого кладбища и Парка мира, на приходе Успенского храма организуются летние молодежные международные лагеря. Их участники – русские, финны, голландцы, американцы – выезжают вместе с настоятелем и прихожанами храма на места ближайших боев, на Невский пятачок и Синявинские высоты, знакомятся с находками поисковиков, открывая для себя трагически реалии войны, ухаживают за могилами воинов.


СВЯТЫНИ


АДРЕС

187301, Ленинградская область, Кировский район, д. Лезье

Электричкой с Московского или Ладожского вокзалов до ст. Мга, далее автобусом на Кирсино до деревни Лезье

НАСТОЯТЕЛЬ храма

Протоиерей Вячеслав Юльевич Харинов

Протоиерей Вячеслав Юльевич Харинов

vreverendv@gmail.com

Наверх